Круглый стол
30 октября в ГБОУ «Донецкая СШИ №19» был организован единый день методической работы, Круглый стол по теме «Проблемы обеспечения преемственности при переходе обучающихся на уровень основного общего образования».
В ходе заседаний школьных методических объединений намечены пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях реализации ФГОС НОО и ООО с учетом психофизических особенностей, возможностей обучающихся с депривациями слуха и зрения, а также с нарушением интеллекта и их образовательных потребностей.
Учителя школьного методического объединения общественно-гуманитарных дисциплин (руководитель Дудина Ю.И., учитель русского языка и литературы) отметили, что преемственность - последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.
Учителя начальных классов (руководитель ШМО Абдинова Д.В., подчеркнули, что суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.
Педагоги школьного методического объединения под руководством Войтенко Р.Д., отметили, что перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Члены школьного методического объединения естественно-математических дисциплин, руководитель Стеценко А.В., учитель математики, обсудили основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс, раскрыли причины возникновения проблемы:
- несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
- скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
- непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
- рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
- неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
- неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников;
- недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях;
- низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы и др.
и предложили пути их решения.
Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Учителя школьного методического объединения коррекционных курсов (руководитель Балашова Е.С., учитель-дефектолог, представили аналитический отчет о причинах, обусловленных низкую адаптивность учащихся:
• сменой социальной обстановки;
• изменением роли учащегося;
• увеличением учебной нагрузки;
• изменением режима дня;
• разностью систем и форм обучения;
• нестыковкой программ начальной и основной школы;
• различием требований со стороны учителей-предметников;
• изменением стиля общения учителей с детьми.
Заместитель директора по учебной работе Козинец Р.В. подвела итог диспута по проблеме обеспечения преемственности при переходе обучающихся на уровень основного общего образования и подчеркнула, что для решения этой проблемы нужно активизировать работы по:
• посещению уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;
• регулярному обсуждению уроков, координации работы и решению возникающих проблем;
• проведению открытых уроков учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир);
• проведение родительских собраний «Впереди у вас – 5-ый класс» с обязательным присутствием учителей 5-го класса; посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий
• согласование учебных программ НОО (4 класс) с учителями-предметниками ООО;
• согласование системы оценивания учебных достижений обучающихся НОО и ООО;
• передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса;
• непрерывная диагностика сформированности общеучебных умений и навыков;
• анкетирование обучающихся, родителей (лиц их заменяющих), учителей- предметников в конце 1 четверти 5-го класса.